Андреев Николай (1882-1947)
Утро
1920-е
Размер - 21,2 x 28,1
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, цветная ретушь, тонирование, масло
Инвентарный номер - РФт-1077
Дар С.Н. Андреева. 2019
В практике пикториалистов границы между картиной и фотографией стираются. С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и процарапывания, различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение художники придают своим работам качества живописных и графических произведений. Какое-либо сходство с натурой принципиального значения уже не имеет, и в пикториализме мы можем оценить сходство другого порядка: одно медиа имитирует свойства другого. Ценность фотографии как «документа времени» полностью уничтожается, и в результате, глядя на фотографию, зритель смотрит на картину, то есть на то, что есть в настоящем без обстоятельств прошедшего времени.
Сильная сторона творчества Николая Платоновича Андреева – умение взволновать зрителя скромной красотой средней полосы России. Чаще автор искал «нетронутый» пейзаж, природа сама по себе становилась предметом его художественных интерпретаций. Снимать в солнечный летний день – непростая задача для фотографа: трава, поля и лесные массивы выглядят сплошной зеленой стеной, а небо бывает сложно связать тонально с общей картиной. Окрестности Серпухова стали объектом внимательного изучения мастера, для каждой фотографии он подбирал подходящее время съемки, чаще утренние или предзакатные часы, и мог часами дожидаться необходимого положения солнца. Его талант пейзажиста высоко оценивали коллеги-фотографы: «Он им настолько подчиняет себе природу, что, глядя на его фотокартины, вы забываете о технике вообще, то есть об их технических достоинствах. А почему? Потому, что в них превалирует элемент чувства, именно то, что увлекает и радует зрителя» (Бендель Э.С. К выставке работ Н.П. Андреева // Фотограф. 1927. № 5–6. С. 179).
Творческие поиски Андреева были связаны со стремлением превратить бесстрастное фотографическое изображение в выразительную картину. Иногда рядовой зритель не мог отличить такой снимок от репродукции живописного произведения. Его увлечение живописью в молодые годы дало о себе знать в конце 1920-х. Ввести цвет в монохромный снимок пейзажа мастер пробовал разными способами: от тактичной ретуши до фактурной работы красками по отпечатку. Иногда с помощью чисто фотографических приемов он достигал полной иллюзии картины, выполненной масляными красками. В каких-то случаях фотоотпечаток становился основой и эскизом для этюда маслом.