В практике пикториалистов границы между картиной и фотографией стираются. С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и процарапывания, различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение художники придают своим работам качества живописных и графических произведений. Какое-либо сходство с натурой принципиального значения уже не имеет, и в пикториализме мы можем оценить сходство другого порядка: одно медиа имитирует свойства другого. Ценность фотографии как «документа времени» полностью уничтожается, и в результате, глядя на фотографию, зритель смотрит на картину, то есть на то, что есть в настоящем без обстоятельств прошедшего времени.
Сильная сторона творчества Николая Платоновича Андреева – умение взволновать зрителя скромной красотой средней полосы России. Чаще автор искал «нетронутый» пейзаж, природа сама по себе становилась предметом его художественных интерпретаций. Снимать в солнечный летний день – непростая задача для фотографа: трава, поля и лесные массивы выглядят сплошной зеленой стеной, а небо бывает сложно связать тонально с общей картиной. Окрестности Серпухова стали объектом внимательного изучения мастера. Для каждой фотографии он подбирал подходящее время съемки, чаще утренние или предзакатные часы, и мог часами дожидаться необходимого положения солнца. Его талант пейзажиста высоко оценивали коллеги-фотографы: «Он им настолько подчиняет себе природу, что, глядя на его фотокартины, вы забываете о технике вообще, то есть об их технических достоинствах. А почему? Потому что в них превалирует элемент чувства, именно то, что увлекает и радует зрителя» (Бендель Э.С. К выставке работ Н.П. Андреева // Фотограф. 1927. № 5–6. С. 179).
Мастер стремился к нерезкости изображения, к мягкости освещения, неопределенности форм предметов. Церкви и деревенские дома растворялись у него в вечных пейзажах и не играли роли самостоятельных объектов. Но фотографа интересовали и небольшие пространственные участки, он часто выхватывал отдельные фрагменты пейзажа, неброские и малопримечательные. Андреева увлекала группа березок, сломанное дерево, одинокий подсолнух, полевые цветы…
Фотограф уделял много внимания оптике и освещению и, помимо серебряно-желатиновой печати, использовал бромойль, вираж и тонирование. Став знатоком в области техники, он добивался эффекта «рукотворной фотографии». Технология помогала достигнуть нужного настроения, воздуха, пространства. Часто мастер сильно растягивал процесс изготовления фотографии, чтобы усовершенствовать композицию, освещение и фактуру изображения. Получив негатив, он мог внести правки на стекле, а потом сделать обычный и отзеркаленный отпечатки разного размера, кадрировать и ретушировать, дорисовывать их. В результате получалось множество версий одного сюжета. Часть из них была чисто рабочим материалом, но многие реплики стали самостоятельными произведениями. Как в случае с серией «Морозное утро», которая состоит из разного рода отпечатков с одного негатива. Андреев изобразил дерево и избу с дымящей трубой. По легенде, он специально обратился к владельцу дома с просьбой затопить печь, чтобы добиться более выразительной композиции.