Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку (все – гравюры в два цвета, то есть выполнены с двух досок) и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, были выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Продумывая макет книги, Фаворский нашел точное место не только для иллюстраций, но и для каждого орнамента, каждой заглавной буквы и, конечно, для двенадцати миниатюрных гравюр-символов («мелких картинок»), расположенных на полях книги. Эти миниатюры не уступают в образной выразительности большим страничным разворотам. Более того, многие из них теперь олицетворяют искусство Фаворского: «Фигурные буквы и картинки на полях так же мимолетны, как упоминания в тексте о гусях и лебедях, об орлах и волках, о бедных русских женах и бегстве Игоря. Мелкие картинки на полях и буквы сопровождают весь рассказ и должны соединить книгу в одну песню».
Основа пластического решения гравюр на полях – миниатюры и орнаменты рукописных книг, хотя Фаворский никогда не пытается стилизовать приемы древнерусских художников. В этом ряду показательна гравюра с лебедями и соколами. Автор «Слова» свидетельствует о том, как Баян (в книге – Боян), когда хотел воспеть песнь, «напускал десять соколов на стадо лебедей» («свои вещие персты на живые струны»). Этот образ и стал темой миниатюры. Парная гравюра
«Орел и гусли» развивает тему.