Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Гравюра на полях с соколом и гуслями, парная гравюре
«Лебеди и соколы», выражает идею распевности «Слова». Поэтичность («песенность») Фаворский считал важнейшим качеством древнего памятника и стремился выразить это качество пластическими средствами в своем оформлении: «И я хотел бы, чтобы было так, как говорится: “Из песни слова не выкинешь”. Так бы и у меня в моей книге, которую я сделал из картинок, орнамента и украшенных букв, нельзя было бы ничего выкинуть. Добился ли я этого, вам судить».
Яркие образы гравюр на полях, накрепко связанные друг с другом, с образами гравюр-разворотов и, конечно, с самим древним текстом, выражают комплексный характер книги, задуманной Фаворским.
Каждая гравюра на полях, как и большие гравюры-развороты, выполняется в два цвета, что придает книге нарядный и торжественный вид.