Владимир Цигаль, признанный классик советского монументального искусства, известен также как талантливый портретист. Художник создал обширную галерею образов современников, особый интерес представляет его серия работ, посвященных коллегам-скульпторам. Эти произведения, как правило, отмечены личным отношением, ясно считываемой симпатией автора к своей модели.
Над образом Екатерины Фёдоровны Белашовой (1906–1971) художник работал с натуры, однако представленный в собрании Третьяковской галереи мраморный вариант портрета был выполнен спустя 10 лет после смерти изображенной. Владимир Цигаль хорошо знал ее: оба скульптора занимали руководящие должности в Союзе художников СССР. Екатерина Фёдоровна на посту первого секретаря СХ СССР проявила незаурядные организаторские и деловые качества. Она умело разрешала конфликтные ситуации между творческими группировками, налаживала связи с первыми лицами государства, значительно усовершенствовала сложную систему художественных мастерских, комбинатов и заводов. Владимир Цигаль был свидетелем того, как волевой характер руководителя уживался в этой женщине с качествами тонкой творческой личности.
Перед скульптором стояла задача передать в портрете масштаб деятельной натуры Екатерины Белашовой. Особенности ее внешности подсказали художнику выразительный силуэт профиля, резко очерчивающий орлиный нос и волевой подбородок. Серьезный взгляд прищуренных глаз говорит об остром уме модели, довершая образ личности решительной и умудренной жизненным опытом. В произведении обращает на себя внимание изысканный лаконизм скульптурной формы, плотной и цельной, гармонически уравновешенной.