Владимир Цигаль – признанный классик советского монументального искусства, создавший обширную галерею образов современников. Его портреты, как правило, отмечены личным отношением, явной симпатией автора к своей модели. Обращаясь к образу старшего коллеги Иосифа Чайкова, художник испытывал восхищение не только талантом «революционера в скульптуре», как он его называл, но и яркой, колоритной личностью мастера. Так, свою речь на юбилейном вечере, посвященном 85-летию Чайкова, Цигаль начал следующими словами: «Каждое утро, идя в мастерскую, я любуюсь, глядя на удивительную фигуру Чайкова, шагающего по тротуару, громыхающего суковатой палкой и, как драгоценность, несущего свою библейскую голову с бородой лопатой, увенчанную высоченным куполом лба – кладезем мудрости и познаний...»
В поисках художественного решения образа Владимир Цигаль остановился на лаконичной форме скульптурной головы, где основанием без какого-либо постамента служит плоскость, образуемая срезом шеи и окладистой бороды. Поверхность мраморной композиции испещрена бороздками – следами инструментов художника, при помощи которых он создал выразительную рельефную фактуру. В этой работе автор сочетает узнаваемость индивидуальных черт модели с изрядной долей условности и преувеличения, особенно в изображении могучего лба художника-мыслителя. Портрет скульптора Чайкова монументален и значителен, и в то же время в нем есть психологизм, убедительно передано состояние глубокого раздумья.
Над портретом коллеги Владимир Цигаль работал с натуры. Встречи двух скульпторов в мастерской сопровождались беседами, во время которых Иосиф Чайков вспоминал своих сверстников – Марка Шагала, Жака Липшица, Ханну Орлову, оживляя в воображении Цигаля образы тех, чье творчество было ему знакомо только по репродукциям и музейным экспозициям.
В собрании Третьяковской галереи, помимо портрета Иосифа Чайкова, выполненного из мрамора, представлен
бронзовый вариант той же композиции Владимира Цигаля.