В собрании Третьяковской галереи представлено авторское повторение модели памятника генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву скульптора Владимира Цигаля (арх. Н.А. Ковальчук), установленного в 1962 году на территории бывшего концентрационного лагеря Маутхаузен в Австрии. История известного ученого, доктора технических наук, погибшего в фашистском заключении, стала одной из легендарных страниц Великой Отечественной войны. После попадания Дмитрия Карбышева в плен гитлеровцы долгое время пытались использовать его в качестве специалиста военно-инженерного дела. Два года уговоров, подкупов и пыток не дали результатов. После окончательного отказа в сотрудничестве в феврале 1945 года генерал-лейтенант Карбышев был жестоко убит фашистами: раздет донага, выведен на 12-градусный мороз, где палачи обливали его холодной водой, пока он не умер.
Созданию памятника Д.М. Карбышеву предшествовала трехлетняя работа Цигаля над монументом «Жертвам фашизма» для Маутхаузена, сопровождавшаяся тщательным изучением исторических материалов. По замыслу художника, героический образ генерал-лейтенанта должен был «перерасти рамки его индивидуального портрета, стать выражением героизма советских людей, мужественно боровшихся в ужасных условиях фашистского концлагеря». В процессе работы над произведением перед скульптором стояли не только творческие, но и сложные технические задачи, в числе которых был поиск материала для монумента. Цельная глыба мрамора весом 26 тонн вырезалась вручную рабочими уральского карьера, поскольку используемые там машины не были рассчитаны на добычу плиты камня такого размера.
За основу композиции взят эпизод трагической гибели Карбышева, получивший значительную степень художественного обобщения. Генерал-лейтенант, к моменту смерти 64-летний мужчина, ослабленный пытками и полученной на войне тяжелой контузией, предстает в памятнике несломленным могучим героем, символом мужества и несгибаемой воли. Фигура ученого со скрещенными на груди руками, гордо поднятой головой и сжатыми губами превращается в ледяную статую. Напряженные части его обнаженного тела как бы просвечивают сквозь глыбу льда-мрамора. Владимир Цигаль приблизил памятник к форме рельефа, использовав в композиции принцип фронтального построения, чтобы усилить впечатление силы и величия изображенного. Неожиданное, новаторское решение монумента Д.М. Карбышеву с его внутренней экспрессией и высоким драматическим звучанием стало одной из вершин советского искусства на тему героических и трагических событий XX века.