Цигаль Владимир (1917-2013)
Скульптор-монументалист
2002
Размер - 48 x 35,5 x 1,5
Материал - бронза, деревянная рама
Инвентарный номер - СКС-3250
Дар автора. 2009
Произведение Владимира Цигаля «Скульптор-монументалист» автобиографично. По своим творческим устремлениям художник был преимущественно мастером монументального жанра. Увековечение в мраморе или бронзе образов героев, выдающихся личностей и судьбоносных для истории событий скульптор считал своим призванием и гражданским долгом. Величественные монументы, созданные Владимиром Цигалем, установлены по всей России и далеко за ее пределами. В их числе памятники советским воинам в Берлине, Бресте и Зелове (совместно с Л.Е. Кербелем, 1945), В.И. Ленину в Ульяновске (1953) и Казани (1954), детскому врачу Н.Ф. Филатову в Москве (1960), легендарному герою генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву в Маутхаузене, Австрия (1962), татарскому поэту Мусе Джалилю в Казани (1967), мемориальный комплекс «Героям Гражданской и Великой Отечественной войн» в Новороссийске (1977–1982, архитекторы Я.Б. Белопольский, Р.Г. Кананин и В.И. Хавин), Рихарду Зорге в Баку (1981) и в Москве (1985), и многие другие.
В автобиографической книге «Не переставая удивляться. Записки скульптора» (1986) Цигаль описывал, как мучительно рождались его монументальные произведения – тернистый путь от разработки идеи до сложностей в процессе ее реализации, волнение в моменты торжественных открытий, когда с памятника срывали покрывало, представляя его на суд зрителей. Художник признавался, что воплощение образов героев отнимало у него много душевных сил. Такая работа, по его словам, требовала постоянных мысленных диалогов с изображаемыми людьми, «умения перевоплотиться, болеть их болью, мучаться, бороться и погибать вместе с ними». Только пережив это, считал скульптор, можно «почувствовать всю меру подвига и попытаться в мраморе, граните или бронзе поведать об этом людям».
Рельеф «Скульптор-монументалист», выполненный Владимиром Цигалем на склоне лет, обобщает в лаконичном образе долгий и трудный путь художника в искусстве. Маленькая фигурка ваятеля, незначительная рядом с внушительными масштабами его творения, предстает в работе как символ великой созидательной силы человека, его способности оставить после себя результат труда, который переживет и увековечит автора. В собрании Третьяковской галереи представлен также другой, более поздний вариант этой композиции Владимира Цигаля – рельеф «Скульптор-монументалист», выполненный в 2005 году.