Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Две взаимосвязанные, вытянутые по горизонтали, гравюры-иллюстрации, составляющие первый разворот книги (с. 48–49), рассказывают о начале похода князя Игоря и его брата Всеволода на половцев: «Они были храбрые и смелые, дружина у них была один другого лучше, и они решились одни, без других князей, победить половцев». Затмение солнца, сулящее поражение русскому войску, не остановило князей. Разрабатывая этот мистический мотив, Фаворский изобразил воинов-соколов слева, а справа показал неустрашимых князей и собственно сцену солнечного затмения. Вся сцена погружена во мрак, «кони встревожены, люди их сдерживают и сами насторожились, слушая Игоря».
Творческая программа Фаворского предполагает двоякую роль искусства: это одновременно «отвлеченная вещь и конкретное изображение». Он старается «передать мужественный и суровый дух» боевой дружины двенадцатого века, достоверно показать, как были одеты и вооружены воины, но оперирует при этом чисто художественными средствами: отстаивает условную ритмичность фризовой композиции, уверенно вводит условный цвет и орнаменты, подчеркивает пространственно-временную связанность и целостность «Слова».