Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Динамичная композиция с двумя всадниками, рассказывающая о бегущем из плена князе Игоре, которого сопровождает половец Овлур, выступает парой к гравюре
«Волк, лебеди и сокол» на соседней странице: «Коли Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, стряхивая собой студеную росу; оба ведь подорвали своих борзых коней».
В каждом конкретном случае Фаворский предлагает новые возможности для объединения всех составляющих макета книги. Гравюра «Игорь и Овлур» служит переходом к заключительной части макета «Слова», разработанного мастером. Его всадники скачут так быстро, что кажется, готовы убежать за пределы книжного листа, а размеры фигур соотнесены с персонажами двух следующих
гравюр-разворотов, повествующих о возвращении князя Игоря на родину.
Пластическая и пространственная связанность деталей и целого, формы и содержания, прошедшего и современного – важнейшее достижение искусства Фаворского.