В наследии Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова в Третьяковской галерее есть альбомы с ранними зарисовками. Рисунки карандашом, тушью, пером, акварели и гуаши на небольших листах бумаги, исполненные в годы обучения в Академии художеств и Училище живописи, ваяния и зодчества, тщательно собраны, подписаны и наклеены на альбомные листы им самим или, возможно, его сестрой. Большая часть рисунков датирована 1892–1893 годами. Они отражают эволюцию творчества, весь спектр увлечений и интересов начинающего художника. С самого начала обучения Борисов-Мусатов стремился мастерски овладеть именно рисунком. В его пейзажных зарисовках используется всё разнообразие способов рисования. Легкая контурная линия намечает дальний берег, градированная (от светлого к почти черному тону) растушка изображает пышные кроны берез, необычный прием – проскребание (снятие верхнего слоя бумаги) – передает сияющие белые стволы и их отражение в речной воде. Минималистическими средствами, в монохромной гамме художник на небольшом листе бумаги создал тонкий лирический весенний пейзаж.