Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, один разворот полосный, один разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку (все – гравюры в две доски) и десять буквиц (инициалов).
Фаворский всегда трактовал свою работу как «особый метод познания действительности». Для художника «стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть». Результаты такого познания он выражал в ритмическом и пространственно-временном решении ксилографий.
Второй разворот книги (с. 60–61) повествует о легкой победе русских, напавших на кочевку половцев: «Потоптали поганые полки половецкие и рассыпались стрелами по полю, помчали девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты». Разновременные события (начало и завершение сражения) изображаются в двух частях разворота, однако оказываются композиционно связаны между собой: слева дружинники Игоря неожиданно нападают на половцев, справа – русские захватывают половецких женщин и повозки. Такое объединение нескольких сюжетных линий создает у зрителя целостное представление о событии.