Фаворский Владимир (1886-1964)
Разговор Игоря с Донцом. Левая часть разворота
1950
Размер - 9,7 x 15,6
Материал - бумага рисовая
Техника - цветная ксилография
Инвентарный номер - ГРС-6907
Приобретено ГКГ СССР. 1984
Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, один разворот полосный, один разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку (все – гравюры в две доски) и десять буквиц (инициалов).
Разворот с фигурой князя Игоря, сидящего на берегу Донца, образно и пластически вторит «Плачу Ярославны». Здесь Игорь разговаривает не только с рекой, но и с силами природы: «О Донец! Немало тебе величия, лелеявшему князя на волнах, стлавшему ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевавшему его теплыми туманами под сенью зеленого древа; ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чередями на ветрах».
Сам Фаворский отмечал в этой связи: «Мне особенно важно было изобразить природу, природу русскую, живую, которую мы любим и знаем. И чтобы эта природа отвечала Игорю и Ярославне».
Через ощущение могучих сил природы в гравюрах сложно раскрывается внутренний мир двух главных героев «Слова», их переживания и внутренняя красота. Важнейшим выразительным средством в панораме с Донцом служит подвижный свет. Солнечные блики играют на воде, деревьях, на фигуре князя. Изменчивые контрасты света и теней определяют пространственный строй композиции.