Андреев Николай (1882-1947)
Женский портрет
1930-е
Размер - 30 x 23,4
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-1018
К жанру портрета Николай Платонович Андреев обратился впервые в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове авторского фотографического ателье. Именно там начинался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет у большинства жителей города связана визуальная история их семей. В этих лицах – образ эпохи, созданный чутким и неравнодушным фотографом. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную, которую не продавал никогда. Однако именно систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус. В 1919 году фотограф был вынужден закрыть фотоателье в связи с расположением в Серпухове штаба Революционного военного совета и Ставки Верховного главнокомандующего Красной армией. Жизнь в городе оказалась подчинена одной цели – организации обороны Москвы во время наступления армии Деникина, а для Андреева началась новая страница биографии.
Его лучшие работы – пейзажи, жанровые сцены и портреты – были созданы в 1920-е годы. Менее чем за десятилетие Андреев прошел путь поиска своей темы, совершенствования авторской оптики и печати и стал признанным среди профессиональных фотографов мастером. В портретной съемке он проявил себя «не менее талантливым, чем в своих пейзажных работах».
Художественные портреты Андреева зачастую, в стремлении к психологизму образа, получались лишенными оптимистичности и динамики. Это хорошо заметно в поздней работе мастера «Женский портрет». На снимке погруженная в свои думы модель обращена к зрителю. Она состоит в диалоге с ним, не покидая пределов своего мира.
В работах мастера пространство – совершенно самостоятельная субстанция. С помощью живописных эффектов Андреев добивался того, что фотография, потеряв маркеры времени, могла оставаться актуальной и резонировать в настоящем.
Несмотря на то что расцвет пикториализма пришелся на рубеж XIX–XX веков, а время художественной активности Николая Андреева – на 1920–1930-е годы, художнику удалось в полной мере воплотить эту концепцию в своих произведениях. Методы работы художника приближали его фотографии к живописи и графике. «Женский портрет» отличают размытый фокус, мягкая оптика, отсутствие деталей и чистый фон. Они же акцентируют эмоциональное состояние портретируемой. Мастер стремился к нерезкости изображения, мягкости освещения, неопределенности форм предметов. Такой сдержанный подход к оформлению был частью творческого метода Николая Андреева. Он считал, что ничто не должно отвлекать зрителя от самой работы.