Лабас Александр (1900-1983)
Матрос. Эскиз из серии «Октябрь в Петрограде»
1930
Размер - 85 x 67
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3054
Приобретено у Л.Б. Нойман, вдовы художника, Москва. 1984
Ровесник века, Александр Аркадьевич Лабас застал эпоху невероятных драм и человеческих катаклизмов во время и между Первой и Второй мировыми войнами. Ему было 17 лет, когда произошла Октябрьская революция, он стал очевидцем многих ее событий. Наблюдая за изменением жизни на улицах города, Лабас был настолько захвачен радикально меняющейся реальностью, что еще будучи учеником Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) решил пойти на фронт, несмотря на сопротивление своего руководства. Это бесстрашие отчасти связано с пылким любопытством к жизни и всему новому. С 1919 года он работал в бригаде художников при Политотделе 3-й армии на Восточном фронте, а демобилизовавшись, в 1921–1924 годах продолжил обучение во Вхутемасе и стал одним из учредителей Общества художников-станковистов (ОСТ, 1925–1932).
Картина «Матрос» – эскиз композиции, она входит в серию «Октябрь в Петрограде», начало работы над которой относится к 1920-м годам. Созданные Лабасом образы революции 1917 года драматически стихийны и далеки от пропагандистской дидактики. «Матрос» написан с документальностью репортажа, но автор избегает кровавых подробностей. Романтический образ стреляющего матроса художник дает крупным планом и выбирает выразительное цветовое решение картины. Матросская форма написана звучным синим цветом с белильными проблесками на бескозырке и ружье. Сама полуфигура окружена небесно-голубым живописным маревом, в глубине которого едва различимы полупрозрачные фигуры других стреляющих солдат.
Лабас не утратил интерес к теме революции, даже пережив связанные с ней потери. В 1937-м был расстрелян его старший брат Абрам Лабас – музыкант, комбриг Красной армии, заместитель начальника штаба Киевского военного округа. Его портрет в буденовке со звездой младший брат создал в 1932-м. Сам художник в 1930-е был подвергнут травле за «формализм», лишен возможности выставляться и долгое время был вынужден выполнять заказные диорамы и панорамы для международных выставок. Последние картины серии «Октябрь» были написаны уже в 1970-е годы.