В 1867 году Василий Верещагин был зачислен прапорщиком к генерал-губернатору К.П. фон Кауфману, командующему армией на территории Средней Азии. В составе миссии художник совершил в Туркестан два путешествия, впечатления от которых легли в основу рисунков и этюдов туркестанской серии. Из своего второго путешествия Василий Верещагин привез множество композиций, так или иначе изображавших «горячее озеро» Иссык-Куль. Расположенное на территории современного Кыргызстана, между хребтами Северного Тянь-Шаня, оно считается одной из важнейших природных достопримечательностей региона.
Верещагин писал Иссык-Куль в разное время суток, варьируя ракурс, свет и колористическую гамму. Иногда в композицию включались фигуры людей, прогуливающихся по берегу пешком или верхом на лошади. В своих экспериментах художник отталкивался от переменчивой горной природы, фиксируя разные состояния местного ландшафта, то окрашенного закатными лучами солнца, то окутанного туманом. Все этюды объединяет особый колорит, словно очищенный от дополнительных полутонов под ярким горным солнцем.
Туркестанская серия Верещагина включала в себя несколько десятков картин, более сотни рисунков и множество этюдов. В итоге она была приобретена П.М. Третьяковым, принявшим требование художника не разделять коллекцию и предложившим экспонировать произведения «в отдельной галерее, удобно устроенной <…> и постоянно открытой для публики».