Лабас Александр (1900-1983)
В полете
1935
Размер - 52 x 63
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1720
Приобретено у автора, Москва. 1978
Александр Аркадьевич Лабас – один из самых светлых и поэтичных отечественных художников советского времени. На протяжении всей жизни его, ровесника века, горячо интересовали новшества современной цивилизации, научные открытия в самых разных сферах, освоение новых технических средств. В этих пристрастиях Лабас близок участникам «Общества станковистов» (ОСТ, 1925–1932), одним из учредителей которого он был. Однако в трактовке Лабаса остовская тематика получает особую, мечтательно-романтическую, окраску.
1920–1930-е годы – время создания художником большой серии работ, посвященных воздухоплаванию, дирижаблям, аэропланам, парашютам. Увлеченность разнообразными летательными аппаратами связана с остро интересовавшей автора задачей поиска художественных средств для передачи новых возможностей и новых ощущений, которые авиация принесла в мир человека тех лет. Сам художник имел опыт полетов на самолетах, и поэтому мог достоверно судить об этих впечатлениях. Чувством движения, сверхскоростей, невесомости, динамического пространства, устремленности в небо проникнуты многие композиции Лабаса. Варианты их решений отмечены безграничной фантазией мастера.
«В полете» – одно из лучших полотен, относящихся к «аэрожанру», создателем которого по праву считается Лабас. На холсте перед зрителем расстилается панорама города, какую можно увидеть, лишь поднявшись на самолете в небо. Именно таким видят город два пилота в открытой кабине аэроплана в нижнем углу справа. Небо представлено художником обжитой стихией с еще двумя аэропланами и парашютистом. Пространственное построение полотна необычно: из-за «вывернутой» перспективы земля словно вспучена и кажется шарообразной. Этому впечатлению также способствует крутая дуга реки, уходящая к круглящемуся горизонту и сливающаяся с ним. Благодаря этому приему и сопоставлению масштабов изображений в картине создается ощущение, что земля надвигается на аэроплан. Мягкие тона серого, голубого, зеленого определяют светлый колорит работы. Пестрый многоцветный город с многочисленными постройками покрыт вдали нежно-голубой дымкой. Созданный мастером образный мир очаровывает тонким сплавом технического и лирического начал, урбанизации и поэтичности.
«Лабас из числа мастеров, которые всю свою жизнь положили на то, чтобы найти родственный союз между новой материально-технической средой и “старыми” человеческими чувствами – расставания, встречи, волнения дороги, но это уже окрашивается по-другому светом и цветом», – писал искусствовед Александр Каменский. Примечательно, что при использовании новаторских монтажных приемов остовские полотна Лабаса в целом сохраняют станковую органичность и подлинную живописность. По мнению историка искусства Александра Морозова, «своим светлым творчеством» Лабас «словно бы выдавал аванс идее революционного обновления “старого мира”».