Андреев Николай (1882-1947)
Александр Бузовкин
[1920-е]
Размер - 11,2 x 9,1
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-1200
К жанру портрета Николай Платонович Андреев впервые обратился в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове собственного фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную, такие работы он не продавал никогда. Однако именно систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
После закрытия ателье в 1919 году Николай Платонович поступил на службу художником-декоратором в серпуховский городской драматический театр. Этот период в биографии Андреева отмечен знакомством с будущими лучшими друзьями фотографа – художниками Александром Бузовкиным и Павлом Максимовым. Историю их творческого сотрудничества рассказывает рукопись сына Андреева, Сергея Николаевича, «Страницы жизни, дружбы и творчества. Н.П. Андреев, А.А. Бузовкин и П.А. Максимов. Начало 1920-х – конец 1940-х» (ныне хранится в Третьяковской галерее).
С Бузовкиным Николая Платоновича связывали не только творческие поиски: художник был крестным старшего сына Андреева. По воспоминаниям родственников Бузовкина, они виделись почти ежедневно и проводили время в разговорах об искусстве, в обсуждении этюдов и фотографий. Летом Андреев бывал в его доме в деревне Щеболово, где они вместе ходили на пленэр, писали и фотографировали. В Серпуховском историко-художественном музее хранится картина Александра Бузовкина «Птицелов» (1937), этот же человек изображен на фотографии Николая Платоновича «Портрет старика» (1920-е, Третьяковская галерея). Друзья часто позировали друг другу, благодаря чему в собрании Андреева сохранилось несколько портретов товарища и коллеги, один из которых принадлежит Третьяковской галерее. Снимок выполнен с безусловной симпатией и уважением к модели. Художник смотрит прямо на зрителя, вступая с ним в диалог. Фотография передает решительный характер Бузовкина. Помимо живописи и работы в театре, он занимался оформлением города к государственным праздникам, подрабатывал написанием вывесок, делал эскизы тканей для ситценабивной фабрики, преподавал в изостудии.