Эль Лисицкий (1890-1941)
Проун
1923
Размер - 27 x 19,7
Материал - калька
Техника - графитный карандаш, тушь, кисть
Инвентарный номер - АРХ ГР-3576
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника, через ДВП. 1959
Практически все проуны, исполненные Лисицким в Германии, разошлись по немецким музеям и коллекционерам, а после Второй мировой войны некоторые из них оказались в США и Канаде. Возвращаясь в 1925 году в Россию, Лисицкий располагал лишь эскизами и набросками; именно они и составили коллекцию его произведений в Третьяковской галерее. Далеко не все эскизы получили воплощение в больших, известных по западным музеям работах, однако публикуемый проун как раз относится к числу таковых; два эскиза, находящиеся в Третьяковской галерее, сопоставимы с окончательным вариантом из Музея Буша-Райзингера, (Кембридж, Массачусетс).
В этих проунах Лисицкий отрабатывает пластическую задачу состояния равновесия: эквилибристика геометрических форм, как будто подвешенных и закрученных в пространстве, но опирающихся на кривую линию с точкой баланса на плоскости, виртуозно решает проблему веса и безвесия, массы и плотности. Интересно, что в окончательном варианте из музея Буша- Райзингера он сокращает до минимума количество парящих форм и делает акцент на упругой кривой.
В 1931 году в комментариях к проекту своей выставки под названием «Художник изобретатель» Лисицкий выделил основополагающие постулаты пластической системы проунов: «объем, масса и вес, просвет, преодоление фундамента, отрыв, мнимое тело».

другие работы автора