Шадр Иван (1887-1941)
Сезонник
1929
Размер - 149 x 99 x 100
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.27598
Поступило из Художественно-экспериментальных мастерских строительства Дворца Советов. 1949
Произведение, хранящееся в собрании Третьяковской галереи, является повторением статуи «Сезонник», которая была выполнена в мраморе и установлена в Лермонтовском сквере в Москве, где находится и в настоящее время. Скульптура известна также под названием «Строитель». Место для ее установки было выбрано не случайно. В 1920-е годы поблизости была биржа труда, на которую приходили в поисках сезонной работы крестьяне из подмосковных сел.
Изображение людей физического труда, принадлежавших к эксплуатируемым классам, то есть рабочих и крестьян, стало одной из главных тем искусства послереволюционных десятилетий. В произведениях Шадра 1920-х годов образ рабочего отличается социальной конкретностью. В бюсте «Рабочий с молотом», выполненном по заказу Гознака, показан сознающий свое положение и готовый к сражениям с капитализмом пролетарий. В 1923 году для сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки была создана статуя «Металлист» (произведение не сохранилось). В 1927 году в скульптуре «Булыжник – оружие пролетариата» Шадр изобразил городского рабочего, поднявшегося на борьбу за свои права. Статуя «Сезонник» представляет работника, который не оторвался окончательно от земли и только временно, на зимние месяцы, становится пролетарием. Мастеровой в фартуке с папиросой в руке погружен в глубокое раздумье. Появление в скульптуре последней трети XIX века образов рабочих связано с именем Константина Менье, героями которого стали преимущественно шахтеры и металлисты. Работы бельгийского скульптора оказали значительное влияние на Шадра. Не случайно «Сезонник» имеет общие черты со статуей Менье «Пудлинговщик» (1886, бронза). По композиционному решению и типажу персонажа у произведения Шадра также много общего с «Камнебойцем» (1898, бронза) С.Т. Конёнкова. Строителя-сезонника отличает академически проработанная пластика фигуры, выразительная мускулатура обнаженных рук. Шадр создал возвышенный образ рабочего, в котором ощущается немалая физическая сила и при этом чувство собственного достоинства и склонность к серьезным и глубоким размышлениям.