Андреев Николай (1882-1947)
Художник Павел Максимов
1929
Размер - 14,7 x 10,6
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь (на картонной подложке и паспарту)
Инвентарный номер - РФт-1023
К жанру портрета Николай Платонович Андреев впервые обратился в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове собственного фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную, такие снимки он не продавал никогда. Однако именно систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
После закрытия ателье в 1919 году Николай Платонович поступил на службу художником-декоратором в серпуховский городской драматический театр. Этот период биографии Андреева отмечен знакомством с художниками Александром Бузовкиным и Павлом Максимовым, в будущем лучшими друзьями фотографа. Историю их творческого сотрудничества рассказывает сын Николая Платоновича в рукописи «Страницы жизни, дружбы и творчества. Н.П. Андреев, А.А. Бузовкин и П.А. Максимов. Начало 1920-х – конец 1940-х» (ныне хранится в Третьяковской галерее). Так, первые жанровые постановочные кадры Андреев сделал в деревне Паниково, в родном доме Максимова. Героями снимков зачастую становились члены его семьи. Сам Павел запечатлен на фотографиях «Дай закурить» (1924), «У постели больного» (1920-е), «Вдохновение. Паша» (1924); все хранятся в Третьяковской галерее. Его образ стал центральным также в цикле «Сельский художник». Фотография 1929 года предлагает честный портрет Максимова. Отсутствие деталей сосредоточивает внимание на лице, личность модели выходит на первый план. Художник замкнут, не обращен к публике. Его взгляд направлен за пределы кадра, что вместе со светлым фоном и пикториальной оптикой создает впечатление легкости и устремленности в будущее.