На картине изображена Дарья Ивановна Татарницева – соседка семьи художника в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне – Оренбургская область). Художник написал ее в годы учебы в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, в один из своих приездов на летние каникулы. Из всех портретов родных и односельчан, созданных в 1890-е годы, он считал его наиболее удачным и долго не хотел продавать как образец, полезный при создании новых работ. В облике старухи всё правдиво: и неприветливое выражение немолодого асимметричного лица с покрасневшими веками, и то, как сложены на книге жилистые натруженные кисти рук, и немного сбившийся платок, и широкая белая рубаха, не скрадывающая худобу ее тела.
Картину отличает глубокое проникновение во внутренний мир героини. В напряженном взгляде и потемневшем морщинистом лице проступают усталость от прожитой тяжелой жизни и одновременно крепость духа, властность характера.
Вкус к красоте колористических звучаний, понимание значения цвета в живописи, от природы свойственные Малявину, проявились и здесь, в простом и сдержанном, на первый взгляд, колорите полотна. В портрете все построено на экспрессии больших и сложно разработанных плоскостей. Белая рубаха написана красками, вобравшими в себя десятки оттенков цвета слоновой кости, желтого, серого, голубоватого, розового, коричневого. Как рефлексы огня от невидимого зрителю горящего очага, играют красноватые отблески на лице старухи и светится желтовато-розовая плоскость фона справа. Им вторят искорки красных цветочков в узоре темной юбки. Условный фон задуман как тьма с прихотливо вплетенными в нее проблесками света. Желая наполнить это пространство дыханием жизни, отобразить оптические иллюзии, присущие полумраку, художник намечает в левой верхней части фона то красноватые, то зеленые и голубые блики.
Портрет был показан на выставке 36-ти художников в 1901-1902 годах, а затем в 1911 году на 8-й выставке Союза русских художников и на Международной выставке в Риме. Авторское повторение (1896, местонахождение неизвестно) экспонировалось на персональной выставке Малявина в Праге (1933).