Благодаря природному таланту и верности избранному пути Филипп Малявин, выходец из бедной крестьянской семьи, превратился в одного из наиболее ярких и узнаваемых русских художников. Несколько лет Малявин учился иконописи на Афоне, а в 1892-м при содействии скульптора В.А. Беклемишева переехал в Петербург и был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1894 году он стал студентом мастерской Ильи Репина.
На фоне созданных Малявиным ярких образов крестьянок, наполненных экспрессией невероятной силы (
«Вихрь» 1906), портретное творчество мастера кажется менее заметным. Однако на протяжении 1890-х им были созданы многочисленные великолепные портреты, в том числе его сокурсников по мастерской Репина, а также ряд заказных, одним из которых стал портрет Николая (Ники) Александровича Ратькова-Рожнова, сына Зинаиды Ратьковой-Рожновой, сестры философа и публициста Д.В. Философова и двоюродной сестры С.П. Дягилева.
На холсте вытянутого вертикального формата в полный рост изображен хрупкий мальчик. Изогнутая фигура ребенка выглядит несколько неестественной, отражая ситуацию позирования. В общем сумраке условного фона, написанного размашистыми мазками, светлыми пятнами выступают широкая белая рубашка и привлекательное детское личико с задумчивым взглядом отведенных в сторону глаз. Изысканный театральный жест поднятой к подбородку левой руки сообщает образу трогательное звучание, привлекая взгляд к тонким детским пальчикам. Нежный и несколько печальный образ Ники можно отнести к удачам портретного творчества мастера. Произведение экспонировалось Малявиным на первой выставке «Мира искусства» в Петербурге в 1899 году.
В Калужском музее изобразительных искусств находится графический эскиз портрета, а в собрании Третьяковской галереи хранится беглый карандашный набросок, в общих чертах фиксирующий позу изображенного. Кроме портрета Ники в Третьяковской галерее находятся и другие детские образы, созданные Филиппом Малявиным: темперный портрет внучки Павла Третьякова Александры (
«Портрет Александры Сергеевны Боткиной в детстве», 1902) и живописный – мальчика в белом костюме (
«Портрет мальчика», 1890-е). Полотна схожи по размеру и вытянутому вертикальному формату, а также общему композиционному решению, представляющему детские фигуры в полный рост на фоне темного интерьера.