Крестьянская девушка с чулком
Патрон шедевра
Малявин Филипп (1869-1940)
Крестьянская девушка с чулком
1895
Размер - 142 x 84,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1569
Дар П.М.Третьякова в 1896
«Крестьянская девушка с чулком» – одна из ранних работ Филиппа Малявина, написанных в период учебы в Императорской Академии художеств в мастерской И.Е. Репина. Вместе с картиной «За книгой» она была выставлена в салоне Московского общества любителей художеств и приобретена П.М. Третьяковым, что было важным признанием таланта молодого художника.
Крестьянская тема, неразрывно связанная с происхождением Филиппа Малявина, ярко проявилась в его творчестве в середине 1890-х годов и стала впоследствии главной его темой – среди самых значимых произведений художника картины «Вихрь», «Смех», «Три бабы». В «Крестьянской девушке с чулком» Малявин буквально возвращается к собственным корням: героиней картины стала крестьянка Прасковья Малявина - однофамилица художника из села Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии, где родился живописец. После десяти лет, проведенных за изучением иконописи на Афоне и живописи в Санкт-Петербурге, Малявин пишет портрет односельчанки, в котором сочетаются стихийность его таланта, академическая школа и влияние нового французского искусства.
На вытянутом прямоугольном холсте – фигура крестьянки в полный рост. Хотя она склонилась над вязанием, её голова почти упирается в край холста, а сама фигура производит впечатление силы и физической крепости, характерной для русского крестьянства. Босые ноги героини буквально врастают в землю, напоминая о связи крестьян с землёй. Однако точка зрения художника – снизу, поэтому возникает неожиданное сходство с жанром парадного портрета. На фоне пейзажа с высокой линией горизонта фигура крестьянки выглядит монументально, подобно героям портретов Высокого Возрождения. Она при этом углублена в себя и свою работу, не поднимает глаз и остаётся в своём, недоступном зрителю, мире.
При очевидном сходстве некоторых живописных приёмов с манерой учителя Малявина, Ильи Репина, от реализма картину отличает большая декоративность. Одежда героини написана красным – теплым, ярким, символическим для русской культуры и в будущем знаковым для творчества Малявина цветом. Его оттеняет холодный голубой подол юбки и дымка, в которой теряется пейзаж. Во всем цветовом решении картины ощущается яркий и самобытный талант Малявина-колориста, выделяющий его среди всех русских художников рубежа XIX-XX веков.