Портрет Александры Сергеевны Боткиной в детстве
Патрон шедевра
Малявин Филипп (1869-1940)
Портрет Александры Сергеевны Боткиной в детстве
1902
Размер - 167 x 101
Материал - картон
Техника - пастель
Инвентарный номер - Инв.11116
Собрание И.С.Остроухова
На большом (более 1,5 метров в высоту) портрете, нарисованном на картоне пастелью – задорная смеющаяся девочка, некрасивая, но очень живая и эмоциональная. Сама ее поза напоминает «предстояние» старинных парадных портретов, хотя такой широкой улыбки в картинах XVIII века встретить было невозможно. Главное, что сумел передать художник, – непосредственность и живость модели, что было отличительной чертой Шуры Боткиной. Ей уже 11 лет, держится она вполне естественно, не без примеси едва уловимого лицедейства, что, заложенное в детстве, определило ее профессию: она стала актрисой, снималась в немом кино, а потом долгие годы преподавала во ВГИКе.
Глядя на эту работу, можно предположить, что Филипп Малявин не имел достаточного опыта в работе пастелью. Изображение, выполненное этим замечательным, хотя и непрочным материалом, требует бережного отношения. Пастель не следует стирать, она вообще не любит грубых прикосновений. А темпераментный художник, желая достигнуть глубокого красно-кораллового цвет платья, наносит на картон слой за слоем, пока поверхность не начала терять первоначальную гладкость.
Одетая «для выхода», в нарядное платье с белым кружевным воротником, золотоволосая девочка (иногда портрет называют «Лисичка), Александра Сергеевна Хохлова (1891–1985) была дочерью Сергея Сергеевич Боткина (доктора и коллекционера) и Александры Павловны, второй дочери Павла Михайловича Третьякова. Что касается Филиппа Малявина, человека огромного таланта и фантастической судьбы, то до его знаменитого «Вихря», полотна навсегда прославившего художника, оставалось еще 4 года.