Малявин был старшим сыном в многодетной крестьянской семье и всегда с теплотой вспоминал своего отца, Андрея Ивановича Малявина (1848–1921), который разрешил ему избрать путь художника.
Семья Малявиных была одной из самых бедных в деревне Казанке Бузулукского уезда Самарской губернии. Отец и дед художника зимой занимались изготовлением валенок, что было очень тяжелым делом, но не позволяло выбраться из бедности. Когда Филиппу исполнилось 16 лет, он вместе с отцом устроился на поденные летние работы, чтобы накопить денег на дорогу и поехать учиться иконописи в православный русский монастырь Святого Пантелеи́мона на горе Афон в Греции.
Художник описывал отца как великана и силача, русого, с раздвоенной бородой, его внешность напоминала лик Христа. Таким же он изобразил отца в год его пятидесятилетия, исполнив этот портрет.
В крупных чертах лица, пристальном взгляде и горделивой осанке угадывается недюжинная мужицкая сила. Грубый овчинный тулуп, накинутый на плечи, подчеркивает твердость характера. Художник изобразил отца около беленой печи, так что фон делится на две части – темную и светлую, будто указывая на противоречивость его личности. Светлый холодный цвет печи оттеняет обветренное загорелое лицо. Композиция портрета и техника широкого свободного письма, уверенные удары кисти способствуют созданию выразительного образа.
Когда Филипп стал получать первые гонорары за картины, он оказывал своей семье денежную помощь. Однако она не спасла отца художника, умершего в 1921 году от голода, поразившего обширные территории страны.