Филипп Малявин происходил из бедной крестьянской семьи, но благодаря природному таланту и завидной работоспособности превратился в одного из ярчайших русских художников. Несколько лет Малявин учился иконописи на Афоне, а в 1892 году при содействии скульптора В.А. Беклемишева переехал в Петербург и был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1894 году он стал студентом мастерской Ильи Репина. «Честь и слава г. Репину и всей его системе, что он не затушил этого пламени, так же, как и раньше уже не тушил пламени в Серове, Сомове, Бразе…» – писал художник и критик Александр Бенуа о творчестве молодого живописца.
Героями произведений Малявина часто становились его деревенские родственники (
«За книгой», 1895;
«Портрет А.И. Малявина», 1898) и соседские крестьяне (
«Крестьянская девушка с чулком», 1895;
«Старуха», 1898). На полотне «Крестьянская девушка» изображена сестра художника Прасковья Андреевна Малявина (1885–1958), в замужестве Москалёва.
Малявинская крестьянка не раз вызывала у исследователей параллели с образом баронессы Икскуль с блестящего портрета кисти Репина (
«Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт», 1889). Оба произведения большого формата, и взятые с низкой точки зрения модели соразмерны росту зрителя. Схожи их позы, горделивый взгляд и элегантность кисти опущенной руки, созвучна черно-красная гамма костюмов. В отличие от учителя, свою героиню Малявин изобразил на темном фоне, написанном вихрем разнонаправленных широких мазков. Колорит построен на сочетании трех цветов: красного цвета в кофте, белого – в переднике и воротничке, черного – в юбке и фоне. Палитру произведения дополняют оттенки синего в изображении передника, шейного платочка и глаз девушки. Лицо её спокойно, а взгляд кажется выражает решительность и уверенность в себе.
В 1900 году «Крестьянская девушка» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже вместе с нашумевшим огромным полотном Малявина «Смех», за которое он был удостоен золотой медали. Работы живописца высоко оценила французская публика и пресса. Люксембургский музей рассматривал приобретение «Крестьянской девушки» в свою коллекцию, но полотно к тому времени уже принадлежало Третьяковской галерее. «Смех» казался французскому музею слишком «поражающей» картиной, поэтому покупка не состоялась, но уже в 1901-м произведение стало собственностью Международной галереи современного искусства в Венеции.
Крестьянская тема, наметившаяся в ранних работах, развивалась на протяжении всего творческого пути Малявина. Художник пытался найти иные источники вдохновения («Автопортрет с женой и дочерью», 1909–1911, Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск), однако современники не приняли его стараний. После революции, находясь в эмиграции, Малявин продолжил писать русских крестьянок, но они уже не были наделены той глубиной и витальностью, как героини знаковых произведений мастера (
«Девка», 1903;
«Вихрь», 1905).