К жанру портрета Николай Платонович Андреев обратился впервые в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове собственного фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. В этих лицах – образ эпохи, созданный чутким и неравнодушным фотографом. Андреев четко разделял коммерческую фотографию и художественную, такие работы он не продавал никогда. Однако именно систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
Художественные портреты Андреева отличались большим психологизмом. В портретной съемке фотограф проявил себя «не менее талантливым, чем в своих пейзажных работах» (Фотограф. 1927. № 7–8. С. 240). Портрет старика представляет собой ярко выраженный типаж. Фигура дана в три четверти. Зрительный контакт отсутствует, взгляд напряжен и направлен за пределы кадра. Отказ от деталей акцентирует динамику и эмоциональное состояние модели. Репрезентативность портрета снижена, он деперсонифицирован. Размытый фокус и мягкая оптика превращают его во вневременной портрет русского крестьянина.
Начиная с 1920-х годов художника увлекала тема крестьянского труда. Примечательно, что для участия в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году в Париже Николай Андреев отобрал именно специфически «русские» сюжеты: сельские пейзажи и жанровые сцены крестьянского быта. Провинция и быт обитателей деревень служили источником вдохновения лишь для немногих советских художников (по крайней мере, на выставке такие примеры практически отсутствовали). Работы Андреева сильно выделялись как среди общей экспозиции, так и в фотографическом разделе. Выставленные в здании Grand Palais работы художника были высоко оценены. Николай Платонович Андреев был награжден золотой медалью, о чем свидетельствует прилагавшийся к ней диплом, сохранившийся до наших дней.