В практике пикториалистов границы между картиной и фотографией стираются. С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и процарапывания, различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение художники придают своим работам качества живописных и графических произведений. Какое-либо сходство с натурой принципиального значения уже не имеет, и в пикториализме мы можем оценить сходство другого порядка: одно медиа имитирует свойства другого. Ценность снимка как «документа времени» полностью уничтожается, и в результате, глядя на фотографию, зритель смотрит на картину, то есть на то, что есть в настоящем без обстоятельств прошедшего времени.
Сильная сторона творчества Николая Платоновича Андреева – умение взволновать зрителя скромной красотой средней полосы России. Чаще автор искал «нетронутый» пейзаж, природа сама по себе была предметом его художественных интерпретаций. Снимать в солнечный летний день – непростая задача для фотографа: трава, поля и лесные массивы выглядят сплошной зеленой стеной, а небо бывает сложно связать тонально с общей картиной. Окрестности Серпухова стали объектом внимательного изучения мастера, для каждой фотографии он подбирал подходящее время съемки, чаще утренние или предзакатные часы, и мог часами дожидаться необходимого положения солнца. Его талант пейзажиста высоко оценивали коллеги-фотографы: «Он им настолько подчиняет себе природу, что, глядя на его фотокартины, вы забываете о технике вообще, то есть об их технических достоинствах. А почему? Потому, что в них превалирует элемент чувства, именно то, что увлекает и радует зрителя» (Бендель Э.С. К выставке работ Н.П. Андреева // Фотограф. 1927. № 5–6. С. 179).
Творческие поиски Андреева были связаны со стремлением превратить бесстрастное фотографическое изображение в выразительную картину. Иногда рядовой зритель не мог отличить такой снимок от репродукции живописного произведения. Его увлечение живописью в молодые годы дало о себе знать в конце 1920-х. Ввести цвет в монохромный снимок пейзажа мастер пробовал разными способами: от тактичной ретуши до фактурной работы красками по отпечатку. Иногда с помощью чисто фотографических приемов он достигал полной иллюзии картины, выполненной масляными красками. В каких-то случаях фотоотпечаток становился основой и эскизом для этюда маслом.
Фотограф уделял много внимания оптике и освещению и, помимо серебряно-желатиновой печати, использовал бромойль, вираж и тонирование. Став знатоком в области техники, он добивался эффекта «рукотворной фотографии». Технология помогала достигнуть нужного настроения, передать ощущение воздуха, пространства. Часто мастер сильно растягивал процесс изготовления фотографии, чтобы усовершенствовать композицию, освещение и фактуру изображения. Получив негатив, он мог внести правки на стекле, а потом сделать обычный и отзеркаленный отпечатки разного размера, кадрировать и ретушировать, дорисовывать их. В результате получалось множество версий одного сюжета. Часть из них была чисто рабочим материалом, но многие реплики стали самостоятельными произведениями. Такова серия «Восход луны», или «Ночь», которая состоит из разного рода отпечатков с одного негатива. Андреев сфотографировал холм с деревьями, а позднее нарисовал луну от руки на отпечатке. Настоящая фотография – первый отпечаток с исходного кадра, без рукотворного вмешательства автора.