Исполненный Николаем Сапуновым в 1900 году пейзаж «Зима» относится к раннему периоду творчества художника и связан со временем его учебы в мастерской Исаака Левитана (1860-1900) в МУЖВЗ. Картина, созданная под чутким руководством мастера «пейзажа настроения» была представлена на отчетной выставке Московского училища живописи, а после на 28-й выставке ТПХВ (1900-1901). Произведение получило положительные отзывы у художников старшего поколения и было воспроизведено в журнале «Мир искусства» (1900, № 9-10).
Картина «Зима» была написана художником по натурным штудиям, сделанным им в Нарышкинском сквере, когда он жил неподалеку от Страстного монастыря. Пленэрный характер произведения был сразу же отмечен критикой, посчитавшей, что такого рода исполнение не соответствует крупному формату полотна, обозначив его как «большущий, растянутый этюд». Впоследствии эта особенность художника выбирать для своих картин большие холсты, воздвигая их тем самым на уровень Grand art проявилась в его натюрмортах, поражавших публику своими размерами. Товарищ Сапунова по Московскому училищу Б.Н. Липкин писал, что первоначально композиция пейзажа «Зима» была исполнена в ночном освещении, на ней был изображен «сарай с серпом месяца над ним и сумеречными облаками». Однако, по неизвестной причине художник отказался от первоначального замысла и изобразил старый бревенчатый дом с заснеженными деревьями, составив композицию на основе монохромной гаммы. Исключительный колористический дар художника, благодаря которому он получил свою известность в этом произведении проявляется лишь в легких, едва заметных вкраплениях голубого и розоватого оттенков в трактовке снега. По воспоминаниям одного из близких друзей, Сапунов любил зиму и всегда обращал внимание на градации и преломления солнечного света на снежных сугробах.
Позднее Николай Сапунов возвратится к изображению пейзажа средней полосы России, создав картину «Улица в провинции» (1902, ГРМ) и этюд «Зима. Окраина деревни» (1904-1905, Частное собрание, Москва).