Голубые гортензии
Патрон шедевра
Сапунов Николай (1880-1912)
Голубые гортензии
1907
Размер - 115 x 124
Материал - холст
Техника - пастель, темпера
Инвентарный номер - Инв.3846
Приобретено Советом Третьяковской галереи у автора. 1908
Незадолго до создания картины художник участвовал в выставке русских символистов «Голубая роза» (1907), название которой аллегорически отражало стремление молодых живописцев к воспроизведению тайных знаний о мире. Излюбленные мотивы представленных полотен – сновидения, миражи и грезы. Именно Сапунов был автором голубой розы, украсившей обложку каталога. Выставка поразила москвичей явственным культом эстетизма: в залах звучала тихая музыка, благоухал аромат весенних цветов. Работая над картиной осенью того же года, Сапунов воссоздавал атмосферу, царившую в экспозиции.
Богатейшая гамма полупрозрачных оттенков сапфирового, василькового, лавандового, мятного, оливкового в сочетании с кобальтом, ультрамарином и желтой охрой виртуозно передает впечатление многообразия вселенной. Ковер из цветов заполняет все пространство, не оставляя места другим деталям натюрморта. Автор работает широким мазком, обобщая и укрупняя натуру. Самодовлеющее значение цветов погружает зрителя в мистическое состояние восторга перед силой и великолепием природы. Вибрация голубых, бежевых и зеленых оттенков создает ощущение воздушности. Ритмически расположенные соцветия выстраиваются в гармонически стройную композицию. Фрагментарность изображения усиливает впечатление художественной импровизации, навеянной театральным опытом Сапунова, который работал ассистентом у Константина Коровина. Созданные им декорации напоминали «искрометный красочный фейерверк, сплошной и многоцветно мерцающий гобелен».
Выбор темы обусловлен детскими впечатлениями художника: при доме его отца, владельца свечного промысла, содержался сад и оранжерея, где выращивались лилии, гиацинты, гортензии к православным праздникам. На языке цветов, распространенном в России в первой половине XIX века, гортензия означала фразу: «Жестокая! как могла ты так скоро забыть меня!», а голубой — чистоту, верность. Голубой цветок был избран немецкими романтиками как аллегория смысла жизни и образ духовного самораскрытия. Символисты вдохновлялись романами Новалиса и философской идеей Шлегеля о постижении мира не разумом, а чувствами. Небесно-голубой цветок, произрастающий из земли, олицетворял проявление божественного в земном.
В стихотворении, посвященном памяти художника, Валерий Брюсов выразил его стремление к раскрытию одухотворенной красоты, спрятанной за грубой оболочкой повседневности:
Всю краткую жизнь ты томился мечтой,
Как выразить блеск неземной,
Любя безнадежно земные цветы,
Как отблеск иной красоты.
Картина была приобретена в 1908 году с 5-й выставки Союза русских художников и стала первым произведением Сапунова, поступившим в Третьяковскую галерею.