Сапунов Николай (1880-1912)
Мистическое собрание. Эскиз для постановки лирической драмы Александра Блока «Балаганчик» на сцене драматического театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге
1909
Размер - 48,5 x 82,3
Материал - бумага
Техника - перо, алюминиевая краска, бронзовая краска, темпера, уголь
Инвентарный номер - Инв.5963
Поступило из Государственного музея нового западного искусства. 1925
«Мистическое собрание» – сцена из постановки лирической драмы Александра Блока «Балаганчик», осуществленной Всеволодом Мейерхольдом в декорациях Николая Сапунова. В сюжете «Балаганчика», в его героях легко прочитывались и острая сатирическая интонация, и биографический контекст. Поэт называл Балаганчик «произведением, вышедшим из недр департамента полиции его собственной души». В сценическом любовном треугольнике угадывались отношения Блока (Пьеро), Л.Д. Блок (Коломбины), Белого (Арлекина), в участниках мистического собрания – представители литературно-философских кругов петербургской богемы, многие из которых на премьере находились в зрительном зале. Сценическое решение Сапунова подчеркивало заключенный в драматургии Блока принцип проницаемости границ реального и вымышленного мира.
Так, в сцене «Мистическое собрание» художник, согласно ремарке Блока, совершал магическое превращение живых актеров в картонные куклы: «За столом сидят мистики так, что публика видит лишь верхнюю часть их фигур. Испугавшись какой-то реплики, мистики так опускают головы, что вдруг за столом остаются бюсты без голов и без рук. Оказывается, это из картона были выкроены контуры фигур и на них сажей и мелом намалеваны были сюртуки, манишки, воротнички, манжеты. Руки актеров просунуты были в круглые отверстия, вырезанные в картонных бюстах, а головы лишь приклеены к картонным воротничкам». (Вс. Мейерхольд. О театре. СПб., изд. «Просвещение», 1913).
Декорация Сапунова была построена как перспектива сценических площадок: сцена театра (реальная сцена) изображает сценическую площадку (сцену балагана), изображающую сценическую площадку (стол – ширма представления картонных кукол-полуфигур). Этот рекурсивный ряд может множиться бесконечно, бесконечно углубляясь в театральные сущности и раскрываясь в пространство реального мира. Блестящей находкой Сапунова было бутафорское бумажное окно, сквозь которое Арлекин пытался покинуть театральный мир. Созданное Н. Сапуновым сценическое решение визуализировало то, что, казалось бы, невозможно сделать видимым, – поэтическую метафору Блока. Словно следуя призыву блоковского Арлекина – «широко вздохнуть и выйти в мир», в своей сценографии Сапунов разрушал границы реального и вымышленного мира. Сама жизнь оказывалась источником игрового балаганного начала и, наоборот, арлекинада выплескивается в настоящее городское пространство.