Сапунов Николай (1880-1912)
Коломбина. Эскиз костюма к пантомиме по рассказу А. Шницлера «Шарф Коломбины», поставленной в доме Интермедий в Петербурге в 1910 году
1910
Размер - 36,5 x 25,7
Материал - картон
Техника - гуашь, графитный карандаш
Инвентарный номер - Р-1142
Эскиз костюма Коломбины представляет одну из самых знаменитых страниц истории русского Серебряного века. Поставленная Всеволодом Мейерхольдом 12 октября 1910 года пантомима «Шарф Коломбины» по мотивам пьесы Артура Шницлера «Подвенечная фата Пьеретты» («Der schleier der Pierrete», 1901) была провозглашена главным событием театрального сезона.
Спектакль был осуществлен на сцене петербургского «Дома интермедий» (Галерная, 33). Этот театр-кабаре просуществовал несколько месяцев, но успел стать излюбленным местом петербургской богемы. Рампы не было, широкая лестница соединяла небольшую сцену с залом, где публика размещалась за столиками, представления шли под звон бокалов и стук столовых приборов. Постановка «Шарфа Коломбины» придавала этому «театральному ужину» дух гофмановской гротесковости, фантастики и ирреальности. Режиссер и художник вновь, как в поставленной несколькими годами ранее пьесе Александра Блока «Балаганчик», но в еще более откровенной форме демонстрирует свою театральную концепцию: «вернуть сцене дерзкое, непринужденное искусство площадных комедиантов (во-первых) и добиться острого соприкосновения старинной игры масок с современной жизнью (во-вторых)» (К.Л. Рудницкий. Русское режиссерское искусство: 1908–1917. М., 1990).
Успех спектакля во многом был обеспечен игрой исполнительницы заглавной роли Е.А. Хованской, которой удалось создать эталонный образ Коломбины Серебряного века, соединяющий в себе элементы буффонады и трагедии. Эскиз костюма Коломбины Н.Н. Сапунова передает не только портретное сходство, но и позволяет почувствовать особое обаяние, присущее этой актрисе. Уже современники высоко оценили эту постановку, которая, по мнению многих исследователей, является одним из самых серьезных экспериментов, преобразовавших сценическое искусство ХХ века. Станиславский, увидевший постановку весной 1911 года, когда «Дом интермедий» показал ее во время гастролей МХТ специально для «художественников», называл его постановку «великолепной».