Шадр Иван (1887-1941)
Любовь
1927
Размер - 53 x 20 x 18
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-190
Поступило от Министерства культуры СССР. 1958
В 1926 году после завершения работы над статуей В.И. Ленина для Земо-Авчальской гидроэлектростанции скульптор отправился в творческую командировку за границу. Он посетил Германию, Францию, Италию. В Париже Шадр вновь увидел работы О. Родена. Знакомство с ними и с самим скульптором состоялось в 1910 году, когда Шадр впервые приехал во французскую столицу. В этот период, совершенствуя мастерство, он пользовался советами Родена и выполнял его задания. После того как Шадр посетил Париж во второй раз, в 1927 году им были созданы три небольших эскиза в воске и пластилине, изображающие обнаженную женскую фигуру: «Девушка», «Печаль», «Поцелуй». К этой группе примыкает и композиция «Любовь». Работы экспонировались на персональной выставке скульптора в 1947 году. По-видимому, они возникли под впечатлением от произведений Родена, главной темой которых была пластика обнаженного тела, и свидетельствуют о тяготении Шадра к лирическим интонациям, звучавшим в его творчестве чаще всего при воплощении женских образов.
По эскизу «Любовь» была создана композиция в размере больше натуры. Об этом свидетельствует фотография мастерской Шадра, заполненная множеством произведений, большинство из которых узнаваемо. В глубине у стены виднеется еще не отлитый в бронзу эскиз, а на первом плане слева стоит созданная по нему большая статуарная группа. В настоящее время ее местонахождение неизвестно, возможно, она не сохранилась.
В композиции «Любовь» Шадр ориентируется на знаменитую скульптуру Родена «Поцелуй». Произведение французского скульптора приобрело большую популярность и многократно повторялось им в разных материалах и размерах. Неудивительно, что работа Родена вдохновила Шадра на создание собственного пластического варианта мотива поцелуя. У французского мастера фигуры изображены сидящими, тогда как у Шадра они показаны стоящими, но частично скрытыми в необработанной скульптурной массе. Женская фигура сильнее выступает на первый план, хотя выглядит более пассивной. Шадр, как и Роден, был покорен совершенством и пластической красотой человеческого тела.