Шадр Иван (1887-1941)
Портрет Марии Лазаревны Туманян
1940
Размер - 70 x 54
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-122
Поступило из бронзолитейных мастерских, Москва. 1956
Надгробная пластика Шадра гораздо менее известна, чем проекты памятников или скульптура на историко-революционные темы. Но сам мастер придавал ей большое значение. Именно в ней раскрылась еще одна сторона дарования Шадра – умение создавать камерные, полные обаяния и грации образы. Скульптор признавался: «Никогда не считал, что лирические элементы темы стоят в каком-то противоречии с социальной тематикой. Наоборот, я убежден, что каждого художника волнуют и эти интимные психологические темы и часто волнуют не менее глубоко, чем сюжеты эпохального размаха».
Скульптор любил и умело использовал форму горельефа. Среди надгробий, осуществленных и оставшихся в эскизах, еще один памятник, надгробие Е.В. Немирович-Данченко (1939), выполнен Шадром в горельефе. В пленительных женских образах звучат сходные поэтические интонации. Портрет Немирович-Данченко имеет более развернутую композицию и представляет собой поясное изображение. Портрет Марии Туманян выполнен в виде бюста, голова повернута в профиль, он построен пространственно более сложно. Изображение вписано в вытянутый по вертикали овал. Голова и лицо показаны почти в полном объеме, а торс – в невысоком рельефе. Фигура как бы помещена в нишу в форме фрагмента сферы. Благодаря такому построению средняя часть изображения имеет чуть бóльшую глубину, что делает эффект воздушной среды ощутимее. Шадр создал два варианта изображения. Другой портрет М. Туманян, также предназначавшийся для надгробия, выполнен в виде барельефа, в котором лицо обращено к зрителю почти в фас и имеет более живописный характер.
Мария Лазаревна Туманян (1905–1937) – дочь Лазаря Артемьевича Туманяна (1866–1946), одна из четверых его детей. Л.А. Туманян приходился родственником знаменитому армянскому поэту Ованесу Туманяну. Сестра Марии, Ашхен Лазаревна, была женой Анастаса Ивановича Микояна, старого большевика, занимавшего после 1917 года высокие должности в компартии и правительстве СССР. У А.И. Микояна, когда он работал в Москве, семья Л.А. Туманяна подолгу жила.