Гончарова Наталия (1881-1962)
Натурщица (на синем фоне)
1909–1910
Размер - 111 x 87
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1633
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
В своем творчестве Наталия Гончарова как никто умела сочетать несочетаемое. Придерживаясь принципов всёчества, она обращалась к разным стилям и эпохам. Масштаб ее дарования позволял проникать в самую суть других художественных систем и, не уходя в тривиальную стилизацию, синтезировать свои находки в уникальный, ни на кого не похожий живописный язык. Другим ее даром было невероятное чувство цвета. Картины Гончаровой всегда можно узнать по звучной палитре и декоративной организации холста. Ее цвет эмоционально заряжает и возбуждает, усиливает чувство жизни.
Простой мотив обнаженной натуры художница превращает в чрезвычайно стильную, яркую вещь. Цвет захватывает зрителя своей энергией. В граненой проработке женского тела можно почувствовать знакомство с кубизмом, в повышенной цветности – отзвук фовизма. Однако почерк художницы настолько самобытен, что вопрос о влияниях становится несущественным.
Практически в каждом персонаже Гончаровой живет необыкновенная витальность и сила. Эти качества современники видели и в самой художнице. Поэт Бенедикт Лившиц сравнивал Гончарову с амазонкой и скифской наездницей, на основании этого определения в наше время она получила титул первой «амазонки авангарда». «Шумная бой-баба футуризма», которая необычна «своим зыком и грохотом» – так описывал художницу Эфрос и добавлял: «Силищи у нее через край, вся она крепка, ядрена, вынослива... задорна». Эти же слова чрезвычайно легко отнести и к «Натурщице на синем фоне», которая, судя по производимому ею энергетически сильному впечатлению, вполне могла бы быть автопортретом Гончаровой.