Неоконченная картина крупнейшего художника второй половины XIX века Василия Перова была задумана на сюжет, описанный во всех четырех Евангелиях (Мф. 27: 57–66; Мк. 15: 42–46; Лк. 23: 50–54; Ин. 19: 38–40). Сцену оплакивания Христа и приготовления тела к погребению художник располагает на первом плане, выделяя светом крупные фигуры на фоне красного заката над Иерусалимом. Внимание притягивает полуприкрытое тело распятого, напоминающее холодное мраморное надгробие, над которым склонились Богоматерь и Иоанн Богослов. В правой части композиции изображен коленопреклоненный Иосиф Аримафейский, знатный член синедриона и тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, именно он дерзнул пойти к Пилату и просил снять тело Спасителя с креста, затем «обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» (Лк. 23: 53). Рядом с ним стоит блюдо с губкой для омовения и кувшин с благовонными маслами для помазания истерзанного тела. На втором плане в центре размещен фрагмент подножия креста с табличкой, на которой Перов мог воспроизвести надпись «Иисус Назарей, Царь Иудейский», оставленной Пилатом «по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин. 19: 20). Живописную композицию слева завершает изображение нижней части того креста, на котором был распят благоразумный раскаявшийся разбойник, а также атрибуты страстей Христовых – терновый венец и гвоздь.
Несмотря на то что полотно не было закончено, оно обладает сильным эмоциональным воздействием, погружает в переживания далеких трагических событий на Голгофе, предлагает заново переосмыслить жертвенность и безвинные страдания Христа. Картина занимает важное место в развитии религиозной темы творчества Перова, начинавшейся со звучания обличительной ноты в ранних работах
«Сельский крестный ход на Пасху» и
«Проповедь в селе» и заканчивая драматической тональностью в поздних –
«Христос в Гефсиманском саду» и «Снятие со Креста».