Скалы малой гавани на Капри
Патрон шедевра
Щедрин Сильвестр (1791-1830)
Скалы малой гавани на Капри
1828
Размер - 16,6 x 24,6
Материал - бумага на дереве
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-792
Приобретено у В.А. Верлина (Франция). 1977
Летом 1827 и 1828 года Щедрин работал на острове Капри. Остров манил путешественников прекрасными видами, открывающимися на окрестные заливы, и постройками времен римского императора Тиберия. На Капри сохранились развалины форума, терм и двенадцати вилл, возведенных по приказу императора в честь двенадцати полубогов. Художник с интересом осматривал античные памятники и делился впечатлениями со своим другом скульптором С. Гальбергом: «Мое пылкое воображение перенесет Вас в Капри и заставит Вас вспомнить дворец Тиберия на неприступной скале с моря... Вы доберетесь до новых открытий лестниц, коридоров, комнат и даже церкви». Но заказчики картин предпочитали изображения гаваней, и, отвечая их запросу, Щедрин обратился к данному мотиву. Самые значительные картины, созданные пейзажистом, – два варианта «Большой гавани на острове Капри» (1827, 1827–1828, оба – в Третьяковской галерее).
Сохранились натурные этюды, написанные мастером в Малой гавани острова. В этом месте скалы образовали над водой естественную арку, считавшуюся одной из местных достопримечательностей. Этюд и картина с видом причудливого природного творения находятся в собрании Русского музея (между 1827 и 1828). Аналогичный этюд из коллекции Третьяковской галереи является фрагментарной композицией: на нем показана лишь левая часть скалы с пристроенным к ней рыбацким домиком.
Представив в этюде ничем не примечательный поселок на берегу моря, Щедрин сумел создать гармоничный пейзажный образ, в котором жизнь человека и природы воспринимается как единое целое. Стаффажные фигурки, изображенные на переднем плане, кажутся включенными в естественную жизнь уголка природы, где царит безмятежное спокойствие. Художник особенно внимателен к подробностям рыбацкого быта: жители растягивают на берегу сети для просушки, к берегу причаливает лодка. Удивительно гармоничен колорит этюда. Зеленовато-синий цвет моря соседствует с голубым небом. В единую цветовую гамму включены мельчайшие желтые, коричневые, серые и другие цветовые пятна, которыми Щедрин «лепит» скалы и камни. Яркие, красноватые головные уборы рыбаков вносят оживление в живописную палитру пейзажа. Изменилась и манера письма, которая стала более свободной и непринужденной.
Произведение является ярким примером того, как маленький этюд может оказаться выразителем идей и особенностей живописного почерка художника-романтика.