В 1825 году, после завершения срока пенсиона Академии художеств, Щедрин вернулся из Рима в Неаполь. Сразу по прибытии он написал скульптору С.И. Гальбергу: «Я горел нетерпением увидеть Неаполь, припоминая дорогою себе все удовольствия и веселости, коими можно пользоваться в сей прекраснейшей земле».
На картине изображен фрагмент одной из центральных неаполитанских набережных, Ривьеры ди Кьяйя, рядом со входом в Королевский сад. За ним открывается вид на набережную Партенопе, замок Яйца (Кастель-дель-Ово) и Везувий, курящийся в дымке на заднем плане. Городская застройка неотделима в полотне от природного ландшафта, объединяющего скалистый берег и спокойную гладь залива. Подобное решение во многом было определено особенностями облика Неаполя. В городе, по словам Щедрина, не было ни одного «пренсипального», то есть центрального здания, играющего главенствующую роль. Это место в пейзаже принадлежит Везувию, силуэт которого завершает перспективу набережной.
Наиболее близко картине полотно «Неаполь. На набережной (Ривьера ди Кьяйя)» (1819). Написанное по заказу великого князя Михаила Павловича оно отличалось жанровым характером и пестрыми локальными красками. Произведение 1826 года свидетельствует о том, как изменились композиционные приемы и живописная манера Щедрина по сравнению с более ранним вариантом. Представив панораму набережной с более удаленной точки зрения, он достиг идеального композиционного равновесия между планами. Передний по-прежнему оживлен многочисленными фигурками жителей, но стаффаж уже не воспринимается сам по себе, и жанровые детали не мешают общему впечатлению. Пейзажное пространство объединено и тональностью цветовой гаммы. Постоянная работа на пленэре позволила Щедрину достичь подлинного мастерства в изображении эффектов световоздушной перспективы и передать в картине ощущение дымки, окутывающей силуэты зданий и Везувия на горизонте.
Композиция пользовалась большим успехом. Как говорил сам художник, он написал шесть или семь ее вариантов, меняя стаффажи и детали переднего и среднего планов. Созданный Щедриным одухотворенный образ Неаполя стал значительным произведением эпохи
романтизма в русской живописи. Среди других полотен мастера также известен «Вид Неаполя от Королевского сада» (1820, Русский музей). Изображению города посвящена карандашная зарисовка А.Т. Маркова «Вид Неаполя от Вилла Реале» (1836).