Новый Рим. Замок Святого Ангела
Патрон шедевра
Щедрин Сильвестр (1791-1830)
Новый Рим. Замок Святого Ангела
1824
Размер - 44,7 x 65,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5197
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание Ф.И. Прянишникова) . 1925
Сильвестр Щедрин прожил двенадцать лучших лет своей жизни в Италии и умер на этой земле в расцвете лет и творческих сил. Очарованный красотой этой страны, он без устали запечатлевал на многочисленных полотнах ее дивную природу. Впервые в отечественном искусстве художник обратился к проблемам пленэра – живописи на открытом воздухе, тонкому взаимодействию света и цвета, изменению цвета в зависимости от освещения. Картина стала первым большим полотном, где мастер воплотил в жизнь свои новые живописные задачи.
Темой полотна художник выбрал вид на набережную реки Тибр. Изображена часть Рима, где жили многочисленные художники со всего мира, приехавшие в «вечный город» за вдохновением и впечатлениями, и где на первых порах поселился и сам Щедрин. Знаменитые памятники прошлого – собор Святого Петра и замок Святого Ангела – отнесены на дальний план. Они интересуют художника не как воплощения величия Рима и даже не как великие произведения искусства прошлого, а как участники и свидетели жизни современного города. На переднем плане картины – повседневная, простая, но от этого не менее интересная и ценная для живописца жизнь городской бедноты. Недаром картина названа «Новый Рим» – романтический художник стремится по-новому, свежим взглядом увидеть «вечный город».
Единство живописного пространства картины достигается за счет общего холодного голубовато-охристого тона, сменившего традиционный коричневый. Серебристые и серые цвета создают ощущение влаги, мерцают, переливаются. Изменчивость цвета рождает ощущение движения, живой жизни. В разговоре со скульптором Гальбергом сам Щедрин говорил: «Насилу-то я выбился из этих теплых тонов, о которых мне столько натолковали и о которых до сих пор толкуют господа любители».
По словам одного из современников Щедрина, «произведение сие так понравилось в Риме, что многие хотели иметь его». Известны подобные композиции: 1823(?) (Государственный Русский музей и Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск), недатированные (Национальная галерея Армении, Ереван; Азербайджанский национальный музей искусств, Баку; Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы).
Данный вариант происходит из галереи известного коллекционера Ф.П. Прянишникова.