Ватагин Василий (1884-1969)
Балерина (Фигура в рост)
1920-е
Размер - 39 x 35 x 8
Материал - дерево тонированное
Инвентарный номер - АРХ СК-51
В 1973; приобр. у Н.А.Сидоровой, Москва; ранее собр. А.А.Сидорова, Москва
Василий Алексеевич Ватагин был мастером широкого диапазона: скульптором, иллюстратором, рисовальщиком, графиком-станковистом, живописцем. Сохраняя на протяжении всей своей жизни верность раз избранному жанру – анималистике, он, наряду с набросками животных, много рисовал и обнаженную натуру. В 1920-х годах Ватагин начал работать над иллюстрациями к книге Р. Киплинга «Маугли», для чего делал зарисовки. В своих заметках об этом периоде жизни и работы он оставил воспоминания о том, что легко мог выбрать лучшую натуру из учениц частной балетной школы В.И. Цветаевой, приезжавших на каникулы в Тарусу, где тогда жил автор. «На животных я привык ловить позы подвижной натуры и быстро ловил живые движения, много рисовал на пляже мальчишек, движения танца девушек».
Фигурка балерины вырезана из дерева. Ватагин уделял особое внимание работе с материалом. «Я привык с самого начала сам обрабатывать твердый материал, самый процесс работы, преодоление инерции материала, радовал меня. Закончив скульптуру, я мог со спокойной совестью назвать скульптуру моей, произведением моих рук. Я был скульптором-самоучкой и сам вырабатывал свои приемы. Свои первые работы я прямо рубил в материале, руководствуясь только определенной темой, изображенной на этюде-наброске с натуры».
Большинство работ скульптора выполнены из цельной части ствола дерева. Разнонаправленные движения танцовщицы не позволили скульптору использовать единый кусок древесины. Фигурка смонтирована из нескольких отдельных фрагментов, которые потом склеены между собой. Здесь особенно проявляется умение Ватагина как мастера-резчика. Древесина груши, дерева, из которого вырезана статуэтка, достаточно твердая, плотная, позволяющая добиться подробной детализации изображения при небольшом размере фигурки. Основная творческая энергия скульптора воплощается в работе над развитием многообразия темы красоты динамичного движения в конкретном материале, используя его естественную структуру и художественные качества.
Своим обширным творческим опытом, касающимся работы с подвижной натурой, рядом специфических вопросов воспроизведения изображения в разных материалах и их особенностях Ватагин поделился в «Записках анималиста». «Записки» – не только творческий отчет автора о сделанном, о достигнутом, но их можно рассматривать и как руководство, доброжелательное напутствие начинающим художникам. Одновременно с такими мастерами резца, как А.С. Голубкина и С.Т. Конёнков, он возрождает утраченный интерес к исконному русскому материалу – дереву. В период преподавания в Строгановском училище Ватагин воспитал несколько поколений скульпторов-анималистов.