В 1913–1914 годах Василий Алексеевич Ватагин побывал на Цейлоне и в Индии. Из этого путешествия, обогатившего его впечатлениями на всю жизнь, художник привез 180 акварелей и рисунков тушью. В течение нескольких лет после этой поездки скульптор создает целый ряд произведений, над которыми, по его выражению, «работа шла под знаком Индии». Были выполнены иллюстрации к книге Р. Киплинга «Маугли», декоративный рельеф «Бычок», изображающий белоснежного зебу – священного быка, с украшениями из бус, несколько скульптурных композиций, вдохновленных наблюдениями над жизнью людей в Индии.
Индивидуальный метод работы Ватагина в основе своей предполагал неукоснительное следование натуре, доверие к ней. Большинство работ он выполняет непосредственно в материале, руководствуясь только определенной темой, изображенной в этюде-наброске с натуры. Тема заразительного, радостного движения, нашедшая свое воплощение в композиции «Танец», получает полное развитие в конфигурации куска древесины, перекликающейся с естественными формами структуры веток дерева. Дополнение лапидарной пластики цветом, который вносит в образ нотку этнографической достоверности, также не противоречит методу работы скульптора. В.А. Ватагин был не только скульптором, но и талантливым иллюстратором научных изданий по зоологии, зоогеографии, палеонтологии, делал этнографические зарисовки во время своих путешествий. Это многообразие знаний и направлений в начале его творческой деятельности определило индивидуальную, одному ему присущую специфику художественного метода.
В.А. Ватагин был мастером широкого диапазона: скульптором, иллюстратором, рисовальщиком, графиком-станковистом, живописцем. «Танец» – не единственная скульптура, созданная на этнографическом материале. В 1920-х годах скульптор был командирован Государственным музеем народоведения в Приморский край. На основе зарисовок, сделанных во время экспедиции, были выполнены скульптурные композиции «Женщина народности нивхи» и «Монголка», приобретенные в собрание Третьяковской галереи.