Корин Павел (1892-1967)
«Моя родина»
1928, 1947
Размер - 45 x 150
Материал - бумага
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27770
Поступило от автора в 1948 году
Пейзаж «Моя Родина» П.Д. Корин написал в 1928 году, но некоторые доработки внес в 1947 году, перед тем, как представить картину на Всесоюзной выставке. Этот пейзаж занимает в творчестве Павла Корина особое место и знаменует переход художественного мастерства П.Д. Корина на новый уровень. Для автора он стал своеобразной проверкой на готовность приступить к большой картине и возможность ее написать.
Ранние пейзажи-панорамы художника отличались желанием передать как можно точнее каждую деталь окружающего мира и, как следствие, тщательной проработкой и выписанностью всех элементов картины, вне зависимости от их значения в композиции. В «Моей Родине» П.Д. Корин ставит перед собой иную задачу. Его целью становится создание поэтической, торжественной панорамы заката с необъятными далями.
Перед тем как приступить непосредственно к пейзажу, П.Д. Корин проводит серьезную подготовительную работу. Он изучает творчество таких мастеров, как Камиль Коро, Клод Лоррен, Шарль-Франсуа Добиньи, Якоб ван Рейсдал, В.М. Васнецов, чтобы понять их метод работы и найти свой подход к композиции. Кроме подготовки теоретической, П.Д. Корин несколько месяцев занимается и «практической» стороной вопроса. Им было написано более двадцати живописных этюдов и сделано множество графических зарисовок. Несколько месяцев – всё лето и начало осени – он проводит в Палехе и каждый день работает на пленэре. И хотя лето оказывается дождливым и холодным, П.Д. Корин тщательно выписывает все детали, которые собирается включить в пейзаж: розовое облако на закате, поблескивающую колею, полную воды, пышную ель, различные цветы, травы, деревца. Когда дожди не давали ему дописать куст рябинника, П.Д. Корин взял его с собой и закончил этюд дома. Есть среди этюдов и проработанные отдельные фрагменты пейзажа: виды на лес, на поле, на церковь, на уходящую вдаль дорогу.
Создавая панораму «Моя Родина», П.Д. Корин, несмотря на тщательную проработку отдельных элементов, уже смог отказаться от усиленной детализации и топографической точности своих прошлых пейзажей и перейти к большему художественному обобщению. Он ставит основные акценты на композиционный центр и первый план, а прекрасно выполненные детали дальнего плана, данные более обобщенно, дополняют и обогащают общее звучание картины. Художнику удалось создать поэтический образ природы, передать ощущение наступающих сумерек и наполнить пейзаж музыкальным звучанием колокола дальней церкви. «Звонят к обедне, я смотрю на свой пейзаж, надо, чтобы звон в нем передавался…» - писал П.Д. Корин во время работы над «Моей Родиной».