Николай Ярошенко широко известен как портретист, жанрист, автор картин на социально-политические темы. Гораздо менее знакомо зрителям его пейзажное наследие. В 1880–1890-х годах живописец дважды побывал на Урале. Здесь им были написаны изображающие рабочих произведения «В ожидании обеда» и «Золотоискатель» (местонахождение неизвестно), и пейзаж «Ночь на Каме».
Кама, река в европейской части России, – левый и самый крупный приток Волги. Его длина составляет 1805 км. Художник, пораженный грандиозным ландшафтом, изобразил на полотне широкую реку, неспешно несущую свои воды, и небо, покрытое серебристо-серыми кучевыми облаками, сквозь которые виднеется полная золотистая луна. В ночном пейзаже, наполненном романтическим настроением, Ярошенко сумел передать запоминающееся состояние водной стихии. Простота сюжета и свободная легкость письма соединяются в этой работе с цельностью композиции и монументальным величием запечатленного вида.
Картина была представлена на 12-й
передвижной выставке в 1884 году. В журнале «Художественные новости» современники обратили внимание на особенность выставочной экспозиции, выразившуюся в том, что многие художники, ранее писавшие исключительно портреты и жанровые произведения, обратились к пейзажу. По отзывам критиков, пейзажи Николая Ярошенко, представленные на выставке, были несравнимо интереснее, чем жанровые сюжеты. Ландшафты художника высоко оценил Владимир Стасов, особо отметив, что «Ночь на Каме» – «изящна».