Портрет А.Ю. Квашниной-Самариной
Патрон шедевра
Рокотов Федор (1735 (1736) - 1808)
Портрет А.Ю. Квашниной-Самариной
Первая половина 1770-х
Размер - 60 x 47,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.21178
Поступило из Тамбовского краеведческого музея. 1923
Квашнина-Самарина Анна Юрьевна (около 1720–1781) – дочь нижегородского вице-губернатора, действительного статского советника Ю.А. Ржевского. Супруг Анны Юрьевны – Фёдор Петрович Квашнин-Самарин, с 1762 года – действительный тайный советник, обер-президент Главного магистрата в Москве. Сестра изображенной, Сарра Юрьевна Пушкина, являлась прабабушкой А.С. Пушкина по линии матери. Дочь Прасковья была замужем за графом Артемием Воронцовым.
На теплом золотистом фоне перед зрителем возникает полуфигура пожилой женщины, одетой в строгое черное платье с кружевом у ворота. В фигуре Квашниной-Самариной подчеркнута вертикаль, что придает образу некоторую чопорность. Живописец запечатлел обострившиеся с годами черты лица, мелкие морщины у глаз и губ, отсутствие румянца и вместе с тем живой взгляд умных глаз, внимательно смотрящих на зрителя. Рокотов не подчеркивает физическую старость, а, наоборот, оттеняет то наиболее значительное, лучшее, что можно найти в пожилом человеке. Это умудренность, достигнутая жизненным опытом, волевое спокойствие. В портрете художник дал воплощение красивой старости, полной достоинства.
В полотне Рокотов обращен к идеям своего времени, отражая человека эпохи Просвещения – не только государственного деятеля, но и частного лица, основа жизни которого (в том числе и семейной) – чувство собственного достоинства и естественность. Особое благородство произведению придает красочная гамма, которая строится на сочетании черного и серебристо-серого. Сдержанный колорит как нельзя лучше подходит образу модели.
Необычайная виртуозность кисти портретиста, воздушность его живописи строятся благодаря мягкому тающему мазку. Именно динамика мазка придает живописной поверхности вибрирующую светоносность – отличительную особенность почерка Рокотова. В эти годы художник становится непревзойденным мастером особого жанра камерного портрета – интимного. Небольшой размер полотна, поясной срез фигуры, интерес к внутреннему миру изображенного – таковы главные черты рокотовских портретов. Идеал эпохи художник воплощает в стилистике рококо с присущими этому стилю стремлением к камерности, хрупкости колорита, загадочной игры света.
Портрет происходит из собрания усадьбы Воронцовка графов Воронцовых Тамбовской губернии. В состав фамильной коллекции входили также портреты этого семейства кисти Рокотова: братьев Артемия и Иллариона и их родителей, Ивана Илларионовича и Марии Артемьевны (Государственный Русский музей).