Воробьев Максим (1787-1855)
Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью
1835
Размер - 74 x 111,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5069
Поступило из Московского публичного и Румянцевского музеев. 1925
Максим Воробьёв создал свою «Осеннюю ночь в Петербурге» уже будучи зрелым художником. С 1824 года, после смерти Ф. Алексеева, он руководил перспективным классом в Академии художеств в Петербурге, а с 1826 – классом живописи пейзажей и перспективы.
Пейзажист отобразил вид на Неву, который открывался из окон его квартиры на Васильевском острове. На переднем плане показаны набережная, оживленная фигурками разносчиков с лотками, а также древнеегипетские статуи с чугунными столбами и бронзовыми светильниками. Задний план образуют временный наплавной мост через Неву, Зимний дворец и здания Адмиралтейства. Умение художника слить в единый образ торжественную архитектуру города и никогда не замирающую жизнь придает картине поэтическую одухотворенность. Но особую выразительную роль в пейзаже играет яркая луна, которая освещает ночное небо и зеркальную гладь воды. Благодаря световым контрастам создается романтическая картина фантастического города, где фигуры сфинксов, погруженные в тень, словно верные стражи, оберегают его набережные.
К данной картине существует парное изображение – «Набережная Невы у Академии художеств» («Вид пристани с египетскими сфинксами днем») (1835, Государственный Русский музей). Появлению полотен способствовало оформление набережной и пристани (1831, архитектор К.А. Тон) перед зданием Императорской Академии художеств в Петербурге, а также установка на гранитных постаментах сфинксов (1834) из древних Фив с чертами лица Аменхотепа III, фараона ХVIII династии.
Впервые обе картины были показаны на выставке Академии 1836 года под названием «Виды сфинксов, днем и ночью». Композиция повторялась автором и копировалась другими художниками. Известна неподписанная и недатированная картина М. Воробьёва, считающаяся первоначальным вариантом работы из Третьяковской галереи, находящаяся в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Там же находится копия неизвестного художника, датированная 1830-ми годами. Картина из Третьяковской галереи происходит из собрания Ф.И. Прянишникова, известного петербургского коллекционера.