Верещагин Василий (1842-1904)
Портик храма в монастыре Тассидинг. Сикким
1875
Размер - 42 x 30,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2046
Приобретено П.М. Третьяковым. 1880
В период пребывания в Индии (1874-1876) Василий Верещагин с супругой посетили горное княжество Сикким в Гималайских горах. В январе 1875 года по пути из монастыря Пемаянгце (Пемиончи) они ненадолго остановились в монастыре Тассидинг, одном из древнейших и наиболее известных в этой области, где в это время проходил праздник «ежегодного вскрытия чудодейственной воды». Любопытно, что в горах супругов сопровождали 25 носильщиков-кули, не считая переводчика. При первом их появлении все ламы монастыря неожиданно скрылись: оказалось, переводчик художника Лоди одно время был помощником английского миссионера, пытавшегося обратить буддийских монахов в католическую веру.
На картине представлен фрагмент храмового комплекса Ташидинг (Тассидинг), состоящего из трех зданий. Этот храм, территориально находящийся в Тассидинге, тем не менее относился к буддийскому монастырю Пемаянгце (Пемиончи), расположенному выше в горах. Художник запечатлел силуэт той же постройки в правой части этюда «Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким». 1875.
Верещагин писал, что буддийские святилища, как правило, ярко расписывались внутри и снаружи по китайским рисункам и украшались шелковыми тканями, что производило ярмарочное впечатление. Интенсивные локальные цвета, в которых выполнен этюд, подтверждают впечатления художника. Лама, изображенный на холсте, так увлечен чтением, что отложил свою молитвенную мельницу, запечатленную художником тут же на ступенях. Мужчина сидит у самого входа в здание и, судя по всему, читает один из древних буддийских трактатов, которые нередко хранились в монастырях в качестве реликвий. Цвет ритуального облачения монаха говорит о его принадлежности к красной секте, преобладающей в Сиккиме. Лама, склонившийся над рукописями, — представитель монастыря Пемиончи, в котором художник побывал на празднике «Снеговых гор», сопровождавшемся буддийской мистерией Цам. Монах любезно помог Верещагину написать ответное письмо королю Сиккима и в благодарность за это был увековечен на холсте.
Письмо короля Сиккима экспонировалось на персональной выставке живописца в Санкт-Петербурге в 1883 году со следующей надписью: «Письмо одного из Тибетских корольков к художнику, начинающееся словами: “Честь тебе, честь тебе, честь тебе!..”». Там же выставлялись разные индийские диковинки, среди которых и приобретенные Верещагиным в Тассидинге четки из человеческого черепа и позвонков змеи, трубы из костей человеческой руки и длинные серьги с бирюзой.