Борисов-Мусатов Виктор (1870-1905)
Венки васильков
1905
Размер - 52,5 x 72,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5650
Пост. в 1917 из собр. И.И.Трояновского
Полотно является подготовительным этюдом к неосуществленной большой картине. Существуют другие этюды художника с аналогичным названием (Краснодарский художественный музей, Русский музей, частные собрания Москвы), а также рисунки «Терраса» и «Столб веранды» (оба – бумага, акварель; Русский музей).
Весной 1905 года Борисов-Мусатов уехал в Тарусу, где поселился на даче искусствоведа Ивана Цветаева. Здесь прошли последние месяцы его жизни. Среди замыслов этого периода – картина «Венки васильков». Ее содержание реконструируется по наброскам и этюдам, а также по рассказам друга автора Владимира Станюковича. Задуманная композиция содержала изображение трех юных женщин на фоне неба. Контраст его яркой синевы с белыми облаками и колоннами акцентировали перекинутые между ними венки и гирлянды из васильков. Ритм разноцветных силуэтов определял жизнеутверждающее настроение яркой картины, в которой воплотилась его мечта о гармонии. Станюкович вспоминал, что художник стремился форсировать звучание красок в будущем полотне.
Борисов-Мусатов вдохновенно работал над картиной. Однако после смерти близкого друга, жены Станюковича Надежды Юрьевны, он отвлекся на создание в ее память живописного «Реквиема». Спустя два месяца не стало его самого.
На этюде «Венки васильков» представлен фрагмент большой композиции. Листья, травяной и цветочный венки, облака показаны в виде овалов неправильной формы и различного размера. Изогнутые ветви дерева и листва, написанная мелкими густыми мазками, почти в технике пуантилизма, дополняют орнаментальный ритм композиции. Изысканно-приглушенный колорит, характерный для работ художника, нарушает пронзительно синий, чистый цвет венков. Любовь живописца ко всем оттенкам синего цвета, олицетворяющего небо, воду, мечту, чистоту души, нашла выражение во многих его работах. Здесь васильковые венки оказываются метафорой цветения жизни и одновременно ее бренности – подобно недолговечности сорванных цветов.
Этюд принадлежал знакомому художника, врачу и коллекционеру Ивану Трояновскому.