Ледник по дороге из Кашмира в Ладак
Патрон шедевра
Верещагин Василий (1842-1904)
Ледник по дороге из Кашмира в Ладак
1875
Размер - 42 x 28,6
Материал - холст, дублированный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2030
Приобретено П.М. Третьяковым. 1880
Путешествуя по Индии (1874-1876), Верещагины дважды поднимались в Гималаи. В июне 1875 года художник с супругой направились из столицы Кашмира Сринагар в горное княжество Ладакх (Ладак). По дороге им встречались дикие животные: одинокий волк и медведь, на которого художник даже пытался охотиться. Путь пролегал по горам и заснеженным перевалам, находящимся на довольно большой высоте. Елизавета Фишер вспоминала: «Перед нами виднелся громадный снеговой хребет, отделяющий Кашмир от Ладакха, куда лежал наш путь». Часто горные перевалы были покрыты льдом, поэтому носильщики художника (кули) обертывали ноги соломой, чтобы не скользить и не падать. Реки, которые вытекали из снеговых гор и несли чистейшую ледниковую воду, горный воздух, удивительной красоты природа, менявшая свой облик буквально в доли секунды, не могли не очаровать живописца, и нередко во время привалов он пытался запечатлеть это великолепие. Однажды ночью на стоянке разбушевалась непогода, в горах выпал снег, покрывший ледник, у подножия которого путники поставили палатки.
На этюде изображен огромный ледник, «один из самых красивых и правильных», какие путникам довелось увидеть в Гималаях. Верещагин написал его на стоянке у реки Минимарек. Масштаб и точку зрения художника можно легко определить, приглядевшись к двум маленьким фигуркам всадников, помещенных в левом нижнем углу произведения. Верещагин мастерски выстраивает перспективу на холсте в стремящихся к горизонту изломанных линиях, передающих неровности почвы. Он уравновешивает композицию холста, изображая два горных массива, между которыми пролегает перевал. Сложную задачу в написании «белого на белом» художник решает с помощью мелких разнонаправленных, лепящих объем мазков, а также пятен белил, отличающихся по размерам и форме.