Спас Нерукотворный
Патрон шедевра
Симон Ушаков (1626-1686)
Спас Нерукотворный
1673
Размер - 31,8 x 27,5
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - ДР-1059
Поступило из Загорского историко-художественного музея. 1930
На иконе представлен образ Спаса Нерукотворного. Лик Христа изображен на фоне завязанного вверху двумя узлами белого убруса с золотым «жемчужным» орнаментом по кайме.
Публикуемая икона отличается от самого раннего образа Спаса Нерукотворного кисти Ушакова (Инв. 28601) некоторыми деталями иконографии, прежде всего расположением локонов – по два с каждой стороны от лика. Кроме того, здесь прослеживаются некоторые различия в пропорциях лика: он меньше вытянут по вертикальной оси и кажется более круглым, что дополнительно подчеркнуто формой чуть более широкого и низкого лба и окладистой бороды. Подобные изменения могли объясняться приспособлением исходного рисунка под другой размер и формат доски. Самой близкой аналогией этой иконы является почти идентичный по размеру «Спас Нерукотворный» из ризницы Иосифо-Волоколамского монастыря, который ныне хранится в Государственном Русском музее.
Публикуемая икона происходит из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Начиная с XIX столетия образ воспринимался исследователями как один из эталонных примеров новой системы живописных приемов, сложившейся в творчестве Ушакова. Это мнение полностью подтвердилось в наше время после удаления потемневшей олифы и детального технико-технологического исследования. Икона отличается чрезвычайно подробной графьей со специфическими приемами детальной проработки отдельных частей изображения: тени на висках, в глазных впадинах. Теневая часть радужки глаза прографлена мелкими штрихами, лежащими по форме. Более подробным выглядит и окончательный рисунок, включая такую деталь, как тщательно прописанные натуралистические ресницы. Рисунку соответствует сложная система высветлений. Высветления выглядят менее контрастными и условными, чем в ранних произведениях, и служат, прежде всего, для максимально реалистичной моделировки объема лика.